Центральная створка

Страница 1

Центральная часть триптиха - собственно "Сад радостей земных" - представляет собой панораму фантастического "сада любви", населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Исследователи называют эту часть "ложным раем".

Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок. Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.

Говоря о колористическом решении триптиха, невозможно не упомянуть о символике цвета. Иероним Босх активно использует открытые, сочные цвета, как бы ещё раз подчеркивая их символическое наполнение. Так, лазурно-голубое небо, как неотъемлемая часть райского сада, представляет возрождение, духовное образование человека, а также символ непостижимого и чудесного. Однако, вместе с тем он становится символом бессмертия, а значит, человеческой физической смерти, цветом печали и траура. В данном случае, обилие чистых голубых красок является непосредственным символом рая, эдема.

Ещё один цвет, занимающий значительную часть работы – зеленый. Это оттенок молодой зелени: теплый, яркий, светлый. Цвет свободы, надежды, бессмертия и вечной молодости. Представляющий собой смесь синего и желтого, зеленый является мистическим цветом, осуществляя связь между природным и сверхъестественным. Используя его в изобилии наряду с голубой лазурью, Босх создает на полотне парадиз: место вечного блаженства и юности.

Однако, нельзя забывать и о третьем доминирующем цвете, как и об ироничной манере Босха, не допускающей идиллию даже в раю. Этот цвет – розовый, означающий во многих традициях апатию, а также любовные интриги.

Композиция четко разделима на три плана.

Третий план, самый дальний, показывает "различные радости". Здесь есть пруд роскоши и фонтан, замки, напоминающие диковинные растения. Он венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев - символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба - символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом. В нижней части картины молодой человек обнял огромную землянику. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейском искусстве земляника служила символом чистоты и девственности. Стеклянная сфера стального цвета - символы из голландской поговорки: "Счастье и стекло - они недолговечны". А еще они являются символами еретической природы.

На втором плане кавалькада обнаженных всадников с разнообразными рыбами и птицами движется по замкнутому кругу. Это пусть человечества – бесконечный и тупиковый, поскольку в центре круга – искушение и грех. Исследователи сходятся во мнении, что это не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений. Вокруг роскошные кущи с фонтанами и экзотическими животными. Озеро с четырьмя протоками – это четыре стороны света. А летящие люди – полёт духа, высшая форма существования.

Первый план заполнен развлекающимися людьми. Примечательна компания молодых людей, расположившихся в кустах чертополоха. Известно, что . чертополох вызывал у церковников неприязнь, поскольку не желал проявлять покорности, а ведь покорность — основной фундамент и главное требование любой религии. Поэтому в христианстве своенравное растение заклеймили как символ зла и греха, обвинили в лютой злобе, угнетающей добродетель Интересна фигура уже немолодого человека, сидящего на спине щегла, он низко опустил голову, словно не желает взирать на происходящее вокруг.

Все эти персонажи и сцены, происходящие среди замысловатых комбинаций растений, скал, фруктов, стеклянных сфер и кристаллов, объединены между собой не столько внутренней логикой повествования, сколько символическими связями, смысл которых каждое новое поколение понимало по-разному. Среди причудливых растений, нелепых полумеханизмов, и полуживотных в ложном раю суетится живая человеческая масса. Безликие люди лишены индивидуальности, их позы нарочито искусственны. Его изображение "ложного рая" - это аллегорическое осуждение порока, и за ним неизбежно последует ад, куда ведет человеческая глупость и низость. Символам христианского искусства художник часто придает конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план.

Страницы: 1 2

Похожая информация:

Должностная инструкция заведующего столовой
Общие положения Заведующий столовой относится к категории руководителей. На должность заведующего столовой назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 3 лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 л ...

Виды брожения
Брожение – это процесс глубокого распада молочного сахара (без участия O2) под действием ферментов микроорганизмов. При брожения молочного сахара распадается на более простые соединения: кислоты, спирт, углекислый газ, водород и т.д. Брожение протекает на 2 стадии; На первой стадии лактоза под влия ...

Японская кухня

Японская кухня

Волнующий и необычный для европейца мир японской кулинарии имеет многовековую историю, свои традиции и обычаи. Поэтому прежде чем говорить о любимых японцами продуктах, блюдах и этикете стоит хотя бы слегка коснуться истории японской кухни, уходящей своими корнями в глубь веков.

Самое интересное

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.foodinterest.ru