Рай в западноевропейском искусстве

Материалы » Рай в западноевропейском искусстве

Идея существования жизни после смерти сопровождает человека со времён появления религии в любой её форме проявления. Существовало масса предположений, как выглядит рай. Эти предположения зависели от культуры народа, его традиций и обычаев. Но, независимо от этих факторов, принцип был один – смерть земная не является концом существования человеческого бытия.

Слово "Paradise" вошло в английский язык от французского "Paradis", унаследованного от латинского "Paradisus", от греческого "Рarádeisos" (παράδεισος), и в конечном счете от старого иранского корня, засвидетельствованного как pairi-daêza. Его буквальное значение - "Сад, окруженной стеной". К VI-V в. до н.э. греческим термином parádeisos (буквально – "парк для животных") называли царские сады, парки и зверинцы, за которыми велся тщательный уход.

Согласно религии и философии, рай - это место вечной совершенной жизни, место пребывания в состоянии совершенства и блаженства. В античной греческой мифологии встречается своеобразный прототип рая - Элизий или Элизиум — часть загробного мира, где царит вечная весна и где избранные герои проводят дни без печали и забот. Этот образ продолжает учение Платона, утверждающее бессмертие души.

Впервые идея о страшном суде, понятия об аде и рае появляется в зороастризме. Идея личной ответственности за свои деяния неизбежно порождает представления о наградах и наказаниях, ожидающих человека в загробном мире. Рай зороастризма имеет три ступени: благие помыслы, благая речь и благие поступки. Рай и ад изображаются зороастрийцами как два дома, где живут небожители добрые или злые. Большое влияние зороастризм оказал и на христианство.

В исламской традиции, прекрасный сад, в котором после Судного дня (киямат) будут вечно пребывать мусульмане-праведники, называется Джаннат. Для праведников в раю уготована еда, питьё, прохлада, покой, роскошные одежды, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён. Однако, вершиной райских благ будет возможность "лицезрения Аллаха".

Учения христианства и иудаизма во многом сходятся в понимании рая: небесный сад, который находится в семи небесных сферах. Традиция христианства подразумевает две категории рая: Рай изначальный — существовавший до утраты (Эдем, Золотой век), и Рай обретённый — место, куда попадают праведники после смерти (Царство небесное).

Изображение рая заметно варьирует от эпохи к эпохе. В Средние века предпочитали символическое представление царства небесного, основанное на нумерологии, музыкальных гармонических и хроматических соотношениях и на таких образах, содержащихся в Священном Писании, как храм, город (небесный Иерусалим) и созерцание Бога.

Эпоха Возрождения предпочитала изображать рай в реалистической манере как роскошный цветущий сад, где можно культивировать (придавая, правда, этим занятиям оттенок духовности) земные удовольствие: пение, музыку, беседу, танец. Такой образ скопирован с мифов о Золотом веке, земном рае, саде Эдема, где жили Адам и Ева.

Картин с изображением рая не так много. В основном это сцены грехопадения и изгнания. Но по тем полотнам, в которых представлен непосредственно Эдемский сад, можно рассмотреть представление о рае людей разных эпох и мировоззрений.

Одно из самых интересных, на мой взгляд, произведений искусства в этом ключе – триптих Иеронима Босха "Сад земных наслаждений" 1050 года, получивший своё название по теме центральной части. Эта работа – самое известное и самое загадочное произведение нидерландского художника, в ней его своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Интересно, что ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным.

Картина "Сад земных наслаждений" состоит из четырех частей. Внешние створки выполнены в технике "гризайль", то есть, лишены цветового разнообразия, и вместе изображают третий день сотворения мира. Земля уже покрыта зеленью, окружена водой, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя встретить ни людей, ни животных. Надпись на левой створке гласит: "Он сказал, и сделалось" (Псалтирь 32:9), на правой — "Он повелел, и явилось"(Псалтирь 148:5). С раскрытием створок зрителю представляются три взаимосвязанные части: сотворение мира слева, "Музыкальный ад" справа, и непосредственно "Сад земных наслаждений" в середине. Именно в этой части полотна Босх изобразил еще не изгнанных из рая людей, наслаждающихся жизнью, показал свою, оригинальную и весьма нестандартную трактовку рая. Мне хотелось бы заострить внимание на левой и центральной створках, именно на них Иероним Босх изобразил Парадиз в своей оригинальной символической манере.

В том, что Босх говорит символами, притом символами преимущественно многозначными, невозможно усомниться. Но смысл изображения совершенно меняется в зависимости от того, какой именно язык мог быть приписан автору. В эпоху Босха таких языков существовало немало, поэтому число возможных интерпретаций было очень велико. Так, изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать Христа, знак зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, быть атрибутом любострастия или знаком зодиака. А большие сочные плоды – жизни и одновременно порока. Легко понять трудности, с которыми сталкивается каждая попытка интерпретации.

Похожая информация:

Расчет холодильного оборудования
Вес готовых блюд, п/ф, сырых продуктов, предназначенных для хранения можно определить как сумму весов отдельных блюд или продуктов при условии введения в формулу коэффициента, учитывающего вес посуды, в которой хранятся блюда и продукты. Вес готовых холодных и сладких блюд определяют по формуле : ; ...

Требования к качеству
Поросенок жареный Внешний вид поросенка: подают без головы, разрубают пополам и подают с гарниром. Вкус – жареного мяса, в меру соленый с привкусом мясного сока. Консистенция – нежная, мягкая. Шашлык из свинины Внешний вид: шашлык, нарезанный кубиками, подают с гарниром, гарнир из свежих овощей, на ...

Японская кухня

Японская кухня

Волнующий и необычный для европейца мир японской кулинарии имеет многовековую историю, свои традиции и обычаи. Поэтому прежде чем говорить о любимых японцами продуктах, блюдах и этикете стоит хотя бы слегка коснуться истории японской кухни, уходящей своими корнями в глубь веков.

Самое интересное

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.foodinterest.ru